Закрытое акционерное общество работников «Народное предприятие «АВТОТРАНС»

К 40-летию со дня образования

     Предпосылкой для возникновения пассажирского предприятия, которое в настоящее время мы знаем, как Закрытое Акционерное Общество работников «Народное предприятие  «Автотранс», послужило строительство нового города на Десне. В 1971 году  у края большого поля установили колышки-

ориентиры. А кругом до самой реки – густые заросли мелких берёзок, осинок и лозняка. Пройдёт немного времени и на их месте разместятся дома, общежития и предприятия.

            В 60-70 гг. в связи с возникновением бурного строительства в стране начинается широкое развитие автотранспортных предприятий. На автомобильный транспорт приходится около 80% всех грузовых и около 40% пассажирских перевозок. Так и строительство Десногорска повлекло за собой создание автотранспортных предприятий, одним из которых и стало ПАТП.

            По-доброму вспоминают люди то нелёгкое, кипучее время. Всё только начиналось, всё только предстояло сделать, но это никого не страшило, наоборот, была гордость у людей, потому что они были первые.

            Один из первых водителей Валерий Алексеевич Филин свою работу в пассажирском предприятии начал 3 августа 1975 года. 21 октября в городе появилось 3 автобуса. Именно эта дата и считается Днём рождения филиала Рославльского ПАТП в г. Десногорске. 

            В. А. Филин с гордостью вспоминает свой первый автобус ПАЗ-3201. По тем временам это был один из лучших автобусов малого класса производства Павловского автобусного завода.

       В 1975 году у ПАТП не было даже своей территории. Располагаться пришлось на базе АТП УС САЭС (руководитель А. С. Болдов). Стоянкой автобусов круглый год служила территория под открытым небом. Водители находились в распоряжении главного диспетчера стройки.

      Дороги разбиты тяжёлыми машинами: КАМАЗами, КРАЗами. Солидные выбоины, торчащие из бетона концы арматуры. По этому бездорожью перевозили людей в переполненных автобусах. Маршрут пролегал от дома № 3 до ПДУ. Круглосуточно возили солдат на стройку и под Богданово на рубку леса для подготовки ложа будущего водохранилища. На водителей ложилась огромная ответственность за пассажиров, особенно если это были дети, которых родители отправляли в детский сад. Уже давно выросли те малыши, которые спорили между собой за право занять место рядом с водителем.

     Автобусы в условиях бездорожья часто выходили из строя, ремонтировать приходилось в Рославле. Мелкий ремонт быстро научились выполнять на месте, где, казалось, нет никаких условий. Завести автобусы было невероятно сложно. Горячую воду заливали из шлангов. Устраняли неисправности быстро, оперативно. Люди строили город. Делали по 12 рейсов в день, работали по 12 часов в сутки.

    Старожилы города хорошо помнят вагончик в посёлке возле общежития №13, где временно располагалась касса по продаже билетов на автобусные рейсы Десногорск-Рославль, Десногорск-Смоленск. Возле плотины своеобразным памятником осталась эстакада. Именно на этом месте на отбетонированной площадке, оставшейся после отъезда из Десногорска организации «Днепрострой», располагалась автобаза ПАТП. Здесь были небольшие склады и помещения.

    Обстоятельства осложнялись ещё и тем, что руководители менялись часто, водители, вспоминавшие первые шаги своего предприятия, не всегда могли вспомнить их фамилии. Вспомнили первого начальника автостанции Фёдора Александровича Якушева. Вспомнили первого водителя В. А. Филина, вспомнили первого слесаря В. В. Барченкова, который впоследствии работал на автобусе до выхода на пенсию.

     Ситуация изменилась в 1981 году с приходом нового руководителя Анатолия Ивановича Ефимова. До этого студент А. И. Ефимов проходил практику на предприятии и после окончания института в 1980 году  год отработал механиком. Конечно, возникали сомнения, сможет ли молодой специалист справиться с такой задачей, которую не могли решить более опытные руководители? Прошло годы. По сути, тот фундамент, который был им заложен изначально, позволяет предприятию существовать по сей день.

    Предприятие росло, развивалось.  Менялись марки автобусов. ПАЗы вытеснялись ЛиАЗами, ЛАЗами («Туристами»), ИКАРУСами.

    Уже в 1981 - предпусковом году первого энергоблока Смоленской АЭС – филиал ПАТП получил 30 автобусов ЛИАЗ-677 для обеспечения перевозки рабочих и жителей п. Десногорска. По обеспечению коэффициента использования парка – 0,8 и бригадному методу организации ремонта филиал занимал одно из ведущих мест по объединению «Смоленскавтотранс».

    Жизнь требовала расширения производственной базы. На въезде в Десногорск в 1988 году под руководством А. И. Ефимова началось строительство новой базы автопредприятия. Строительством базы для ПАТП занималась фирма «Центрэнергомонтаж». Но ежедневно начальник филиала ПАТП А. И. Ефимов выделял рабочих для строительных работ своей будущей дислокации. Место болотистое, грунт уплывал, пришлось отсыпать территорию. Несмотря на трудности, в марте 1992 года работа была завершена. Для скорейшего завершения строительства использовали собственные средства, которые зарабатывали сами. Условия труда рабочих заметно улучшились. 

    Весной 1989г. открыли автобусное движение по посёлку с целью подвоза рабочих управления строительства. Автобусное сообщение осуществлялось по маршруту д. № 14 второго микрорайона – д. № 20 второго микрорайона – общежитие № 13 первого микрорайона.

    Открыли пригородные маршруты по Рославльскому и Спас-Деменскому району и регулярные рейсы на Москву, Смоленск, Брянск. Никогда не оставались без внимания и дачники, специально для них дополнительно организуются так называемые «сезонные» маршруты. В разгар дачного сезона количество  выделяемого транспорта увеличивается в пять раз.

    1 июля 1989 года Десногорское ПАТП стало самостоятельным предприятием. Согласно Приказу Министра автомобильного транспорта № 109 от 21.06.1989 г. лицевые счета работников филиала Рославльского ПАТП за период с 1983 года по 1 июля 1989 года были переданы вновь созданному предприятию.

    В ноябре 1992 года (Постановление № 602 от 30.11.1992 г.) фирма преобразована в ОАО «Автотранс», все акции которого находились у членов трудового коллектива. Но со временем 18% акций остались без контроля предприятия. Для того чтобы акции не попали к посторонним людям, коллектив принял решение об изменении формы собственности. Согласно Постановлению № 497 от 20 мая 1999г. фирма «Автотранс» преобразована в Закрытое Акционерное Общество работников «Народное предприятие «Автотранс». Генеральным директором избран Анатолий Иванович Ефимов. Это первое на Смоленщине  закрытое акционерное общество работников. При этой форме собственности дивиденды получали не только непосредственные работники предприятия, но и пенсионеры.

    Выход на маршрутную сеть автобусов частных фирм и предпринимателей, автомобилей личного пользования, и других дополнительных видов услуг по перевозке платных пассажиров, поставили в исключительно тяжёлое положение транспорт общего пользования. Большинство пассажирских автотранспортных предприятий сегодня переживает далеко не лучшие времена. Благополучие в этой сфере – редкость. Примером этому послужил развал Спас-Деменского, Обнинского пассажирских предприятий. Приходится искать новые средства получения дохода. Одним из них является сдача в аренду помещений. А на производственной базе опытные специалисты проводят сервисные операции по диагностике и ремонту автомобилей любой сложности.

     Благодаря капитальным ремонтам удаётся использовать немало средств. Двигатель, благодаря этой процедуре, получает новую жизнь и способен прожить ещё не один десяток тысяч километров пробега.

    Большинство автобусов, работающие на линии, оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что позволяет диспетчеру в режиме on-line отслеживать местоположение автобусов на маршрутах и контролировать регулярность движения.

    На базе предприятии ЗАОр «Народное предприятие «Автотранс» имеются следующие цеха: сварочный, аккумуляторный, цех топливной аппаратуры, диагностический, моторный, вулканизаторный, инструментальный, токарный, цех по ремонту легковых автомобилей, мойка автобусов и легковых автомобилей.

    Как бы шаблонно это ни прозвучало, но гордость любого предприятия – люди, которые на нём работают. За всеми достижениями ЗАОр «НП «Автотранс»  – труд нескольких тысяч человек, каждый из которых вносил и  вносит свой посильный вклад в развитие.

    Численность работников предприятия «Автотранс» на 2015 год составляет 165 человек. Из них 80% - люди, стаж которых превышает 25 лет. Особую гордость составляют трудовые династии, которые служат опорой любого предприятия. Это Приймак, Рыцаревы, Клецовы, Ивановы, Швалёвы, Трафимовы. Таким образом, они показывают преданность родному предприятию.

     Более 30 лет работает в автотранспортной отрасли заместитель генерального директора Г. Е. Давыденков.  Под его руководством  происходит организация транспортного процесса и эффективное использование транспортных средств.

     Ответственно к поддержанию эксплуатационной готовности автотранспорта относится коллектив водителей и слесарей по ремонту автомобилей под руководством В. И. Шкаредного.

     Большинство работников организации «Автотранс» - люди с большим стажем. Все они безупречным трудом доказали преданность родному предприятию. Это Л.М. Амелина, Т. В. Трафимова, С. Э. Смыслова, В. И. Поляков, А. П. Головачёва, Р.Е. Романова, Т. Н. Шибаева, С. В. Кадашова.

     Работоспособный, сплоченный водительский состав является костяком коллектива, его стержнем, на котором держится предприятие. Лучшие из лучших, которыми по праву гордится коллектив предприятия, - это водители, осуществляющие перевозки с начала строительства САЭС и  которые продолжают работать по настоящее время: В. А. Филин, И. С. Матюшенко, А. В. Кужукин, А. С. Азаров, В. И. Прохоров, В. Н. Амеличев  и др.

    Более 20 лет работают П.И. Куренков, А.А. Бычков, С.Н. Дятлов, В.А. Пузырёв, П.Ф. Трафимов, Н.В. Чеков, В.И. Приймак, А.Е. Швалёв, Г.В. Рыцарев, Н.В. Цыканов  и др.

    Много лет достойно трудились в пассажирском предприятии, и ушли на заслуженный отдых водители А. П. Васильев, Г. А. Конов, В. П. Силин, Н. Я. Тимошенко, В. Д. Филюков, А. В. Фомченков, А. П. Матвеев, В. В. Барченков, В. А. Чигринов; диспетчеры Н. Н. Папета, Н. М. Боровкова; слесарь И. П. Клячин; кассир Т. М. Шиманская, секретарь В. Ю. Джелема и др.

    Забота, выраженная через социальные льготы, заметно снижает текучесть кадров сотрудников предприятия. Производится выплата дивидендов акционерам, а также доплаты к пенсиям бывших сотрудников. Стало доброй традицией поздравлять работников и пенсионеров «Автотранса» с днём рождения и профессиональным праздником. Причём к тёплым словам добавляется ещё и материальное стимулирование. А к профессиональному празднику ежегодно предприятие представляет своих работников к награждению правительственными знаками отличия в труде, присвоению звания «Ветеран труда».

            Так, нагрудным знаком «За работу без аварий»  I степени награждены 40 водителей,             Благодарностью Министра транспорта РФ – 38 работников, Почётной грамотой Министерства транспорта РФ – 25 работников, нагрудным знаком «Почётный автотранспортник» - 8 работников, медалью «Профессионал отрасли» - 3 работника.

            За долголетний добросовестный труд многие сотрудники отмечены грамотами Администрации Смоленской области, Смоленской областной Думы, муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области и Десногорского городского Совета.

     На протяжении многих лет водители ЗАОр «НП «Автотранс» принимают участие в областном конкурсе профессионального мастерства. Несмотря на конкуренцию между профессионалами руля, водители неоднократно занимали призовые места. В. А. Сопранцов стал Победителем регионального конкурса профессионального мастерства водителей автобуса (2007).

     Фотографии людей, которые показывают высокие результаты в работе, размещены на Доске почёта предприятия. Ежегодно на городской Доске Почёта есть представители ЗАО р «НП «Автотранс»: В.А. Филин (2013), И. С. Матюшенко (2014), В.И. Прохоров (2015).

     В личной профессиональной копилке Генерального директора А. И. Ефимова также много высоких правительственных наград. Среди них – нагрудный знак «Почётный автотранспортник» (1992); знак «Почётный работник транспорта России» (1996); Почётная грамота Смоленской областной Думы (2002); Почётная грамота Администрации Смоленской области (2005); звание «Ветеран труда» (2006); Почётная грамота Министерства транспорта РФ (2009); орден «Звезда экономики России» (2011).

     Качественное обслуживание и квалифицированные кадры – неотъемлемая часть работы предприятия «Автотранс». Пассажирские городские и пригородные перевозки, заказ микроавтобуса, автобуса, туристические поездки, пригородные маршруты - всё это входит в основную деятельность.

Р. Волчкова