«Каков человек, такова его и речь».

  «Речь – это показатель ума»

Сенека

     Центр правовой информации уделяет большое внимание профилактике вредных привычек среди школьников, одной из них является сквернословие, Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.

     К сожалению, в настоящее время, сквернословие охватило все слои общества, а также и возрастной ценз. Не секрет, что и школьники разного возраста стали сквернословить и ругаться матом. В первую очередь это идёт из семьи, где подрастают дети.

     Мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии.

     13 декабря в читальном зале библиотеки  была проведена встреча со школьниками 6-го класса средней школы №2 на тему: «Долой сквернословие!». Вначале встречи сотрудник Центра рассказала об истории возникновения сквернословия и о том, что заблуждением является общепринятое мнение о том, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

     Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

     К сожалению, затем пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

На встрече со школьниками говорилось и о том, какое значение имеет Слово: со словами нельзя шутить, все слова отражаются на здоровье людей, их интеллекте и дальнейшей судьбе. Были приведены меры, которые применяются к тем людям, которые злоупотребляют незензурными словами - наказание штрафом и т.д. Это делается с целью защиты родного языка и защиты от сквернословия.

     С ребятами была проведена игра «Эстафета добрых слов».

     В конце встречи с детьми проводилась дискуссия «Нужен ли нам мат?».  Все ребята дружно отвечали, что нам плохие, грязные  слова не нужны, их неприятно слышать … Была составлена антиреклама сквернословия. Дети оживленно придумывали и вспоминали лозунги, направленные на искоренение грязных слов из нашего родного языка. Примерные варианты лозунгов: Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)! Мат - помоев ушат!  Мат - дорога в ад, Мат уродует девчат.

     Каждый волен выбирать свой путь, по которому придётся идти долго, а пройдя его, нельзя что-то исправить, дополнить, вычеркнуть. Но попытайтесь хотя бы на короткий срок отказаться от бранных слов, вы почувствуете и поймёте, что, отказавшись от уродливого, грязного матерного языка, вы обретёте любовь близких, ясность мыслей и поступков, здоровье и, в конечном итоге, счастье.

«Без зла смотри на мирозданье,

а взглядом разума, добра,

Жизнь – это море из благих деяний,

Построй корабль и по волнам плыви».

     Вот этими стихами и была закончена встреча-диалог на тему « Долой сквернословие!».

     Надеемся, что  после встречи ребята задумаются над тем, стоит ли произносить ругательные слова.                                                     

Валентукявичене Л.Г.