Первая железная дорога России

Расскажите  деда! Слышал много,

А не знал, какой она была,

первая железная дорога

С Питера до Царского села?

На платформы ставили коляски,

отпрягая рослых лошадей

И по рельсам без толчков и тряски,

 

Мчался поезд – кошки не быстрей!

Всеволод Рождественский

      Николаевская железная дорога, построенная в середине XIX века для обеспечения железнодорожного сообщения между Петербургом и Москвой, стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской империи и положила начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения. Названа в честь императора Николая I (годы правления 1825-1855).

      180-летию (1842) Указа Николая I о строительстве железной дороги Санкт- Петербург - Москва посвящён информационный  стенд «Из Петербурга в Москву» из серии «Россия в датах и событиях», расположенный в холле 1-го этажа.

      Строительство Железной дороги начато в 1843г., движение открылось в 1851г. Протяжённость составила 645 км (604 версты). Открыли дорогу для народа 1 (13) ноября 1851 года. Через несколько лет её переименовали в Николаевскую, уже позже она стала Октябрьской.

      Она положила начало строительству железнодорожной сети общегосударственного значения. Николаевская дорога стала первой двухпутной железной дорогой в Российской империи длиной в 645 км. Время в пути - 21 час 45 минут. Позже к Николаевской железной дороге были присоединены другие линии. Дорога проходила по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. Во время строительства было построено свыше 30 железнодорожных станций, около 200 мостов, проложены 70 водопропускных труб, 20 путепроводов, сторожевые дома и переезды, между станциями провели телеграф. В первое время поезд использовалась тягловая сила лошадей, и только по выходным дням поезд шёл на пару.

      Первые трое суток перевозки осуществлялись бесплатно. Попросту никто не хотел кататься на такой неизведанной штуке, как поезд.

      Случайные спутники из народа объясняли движение поезда тем, что бесовскую силу зачурали в котле, что ей выхода нет, и она поневоле работает, - писал очевидец первой пробной поездки из Вышнего Волочка в Тверь в августе 1849 года. - У деревни Терелесовой три старые бабы, махая руками, неистово кричали и кривлялись в какой-то дикой пляске, желая напугать и прогнать беса из родных мест. Но любопытство всё-таки взяло вверх и люди стали пользоваться услугами железной дороги.

      Спустя годы многое изменилось на первой железной дороге России.

      В 1996-2000 годы проведена реконструкция магистрали Петербург - Москва, фактически построена по современным технологиям новая железная дорога. Благодаря реконструкции составы могут достигать скорости 200-250 километров в час. С декабря 2009 года на маршруте появляется высокоскоростной поезд «Сапсан», преодолевающий расстояние в 650 км всего за 3 часа 45 минут.

       Октябрьская железная дорога прошла большой путь. В наши дни проходит по Ленинградской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Мурманской, Вологодской, Ярославской областям, по территориям Санкт-Петербурга и Москвы, а также Республики Карелия, соединяет Россию с иностранными государствами. И кто бы мог подумать, что паровоз, преодолевающий это расстояние практически за сутки, превратится в скоростное чудо 21 века?

Подготовила Л.Г. Валентукявичене, библиотекарь

При составлении использовались материалы:

liveinternet.ru›users/repman/post409010478