Выдающийся реформатор школы

           Глубокий мыслитель, блестящий экспериментатор и организатор, всегда призывающий понимать детей, уважать их, изучать закономерности их духовного и физического становления и развития, гуманист, оставивший богатое педагогическое наследие, - вот кем остался в истории педагогической мысли С. Т. Шацкий.

            Имя его может быть с полным правом поставлено в один ряд с именами выдающихся реформаторов школы во всём мире.

    Н. Гончаров

 

 

            2023 год, объявленный в Российской Федерации Годом педагога и наставника, поистине богат на юбилейные даты выдающихся учёных-педагогов, новаторов в своей педагогической и просветительской деятельности, среди которых исключительное место занимает Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934), известный отечественный педагог-гуманист первой половины ХХ века. Он вошёл в историю не только отечественной, но и мировой педагогики как блистательный экспериментатор и неординарная личность с ярко выраженным творческим началом, сказав новое слово о школе как центре воспитания и обучения в социальной среде.

              В Центральной библиотеке г. Десногорска (в холле 1-го этажа) выдающемуся реформатору школы, уроженцу Смоленского края, посвящён стенд-имя «Годы исканий» педагога С. Т. Шацкого: к 145-летию со дня рождения педагога-экспериментатора».

            Станислав Теофилович Шацкий родился 13 июня 1878 года в с. Воронино Духовщинского уезда Смоленской губернии в семье мелкого военного чиновника.

             В 1881 году семья Шацких переехала в Москву. Станислав поступил в мужскую классическую гимназию, воспоминания о которой у него остались довольно удручающие. Впоследствии он неоднократно вспоминал, что сухая, бездушная атмосфера гимназии, учителя, за редким исключением забывшие о том, «как они сами были маленькими», и поэтому не понимающие, как жестоко их ученье, - всё это послужило Шацкому своего рода побудительным толчком к занятию педагогической деятельностью, сформировало у него стремление отдать все силы на переустройство школьной жизни, на то, чтобы сделать жизнь детей более счастливой.

             Огромное впечатление на молодого Шацкого произвело знакомство с философско-педагогическими работами Льва Толстого, опытом его работы в Яснополянской школе. Судьбоносной оказалась встреча с архитектором и педагогом Александром Устиновичем Зеленко, вернувшимся из Америки и предложившим организовать по примеру американцев «Сетлемент» - своеобразный центр (посёлок) культурных людей, селившихся среди бедного населения для организации просветительской работы.

             Будучи подвижником по складу души, Станислав Шацкий «пошёл в народ» и создал в Москве общество «Детский труд и отдых», дабы отвлечь детей рабочих от улицы, прививая им любовь к труду и искусству. Но, как ни старался Шацкий, задуманное получалось не очень - улица перетягивала. Поэтому появилась простая идея - вывозить детей на лето в лагерь. Тогда говорили - в колонию. Опыт трудового воспитания оказался успешным, детям здесь понравилось, хотя работать, обслуживая себя, приходилось по шесть часов в день. Ребята сами дали название колонии - «Бодрая жизнь».

             После Октябрьской революции, по просьбе Н.К. Крупской, С. Т.  Шацкий начинает работу в Народном комиссариате просвещения. В 1919 году на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» он создал ставшую знаменитой Первую опытную станцию по народному образованию - сеть школ и детских садов в Москве и Калужской губернии. А «Бодрая жизнь» превратилась в школу-колонию, то есть в интернат. Теперь дети жили здесь круглогодично. Успехи педагогов были велики - дети охотно и учились, и работали.

              Опытная станция, руководимая Шацким, успешно решала проблемы трудового воспитания, формирования детского коллектива, самоуправления учащихся, физического воспитания школьников, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.

               С. Т. Шацкий -потомственный смоленский дворянин, блестяще образованный, учившийся на естественном факультете Московского университета, в Консерватории и Сельскохозяйственном институте. Парадоксально - он не стал ни инженером, ни музыкантом, ни агрономом - прославился, как педагог.

               К научно-педагогическому наследию С. Т. Шацкого принадлежат труды «Годы исканий», «Бодрая жизнь», «Система русского детского сада», «Учёт - основа метода» и др.

               Издательством «Просвещение» выпущено четырехтомное собрание сочинений педагога. Одна из средних школ города Обнинска носит имя С. Т. Шацкого. Перед первым зданием школы установлен бюст выдающегося педагога.

               Станислав Теофилович был человек неустанного поиска. Его взгляд на педагогическую работу не просто как на определенную профессию или службу, а как на постоянное совместное творчество учащих и учащихся не потерял своей значимости - и значительности - и в наши дни.

                                                        Подготовила С. В. Перепелова, библиотекарь

Скачать