Первый русский лётчик Михаил Ефимов

     Кто из нас в детстве не любил наблюдать, как летают самолёты, особенно интересно было видеть в голубом небе белую полоску, оставшуюся от самолёта. И невольно завидовали лётчику, как близко он находился от неба, мог видеть проплывающие облака.

     Небо часто называют «пятым океаном», а лётчиков воздухоплавателями. Многие мальчишки и девчонки мечтают о небе. Но только единицы из них становятся профессионалами лётного дела, талантливые, целеустремлённые, уверенные, что небо их вторая жизнь.

 

     Разве знал Михаил Ефимов сын крепостного из Смоленской глубинки, что станет знаменитым русским лётчиком.

     В Одессу Михаил Ефимов приехал в десятилетнем возрасте вместе с семьёе. Отец Михаила, Никифор Ефимов, в Одессе устроился работать слесарем, его сыновья - Владимир, Михаил и Тимофей - пошли учиться в Одесское железнодорожное техническое училище. Все братья впоследствии стали известными авиаторами своего времени. Михаил увлёкся мотоциклетным спортом и становился чемпионом России в этом виде спорта. Но однажды посетил аэроклуб, и мечта о небе захватила его. Он изучил труды профессора Жуковского и немца Отто Лилиенталя. Занимается в аэроклубе и совершает первые свои полёты.

    Осенью 1909 года по приглашению уезжает на учёбу во Францию и совершает триумфальные полёты. Вернувшись в Россию, дипломированным авиатором, Михаил Ефимов отрабатывал вложенные в него деньги, выступая с демонстрационными полётами. Он становится одним из первых лётчиков мира, осуществлявших в своих полётах  виражи и спирали, пикирование и планирование с выключенным двигателем. Он же первым продемонстрировал их в России.

    Началась Первая мировая война - он отважно сражается на фронте, летает на разведку и бомбёжку вражеских позиций. Ему присвоен чин Поручика авиационных войск.

     Талантливый изобретатель с природными задатками конструктора, обогащённый теоретическими знаниями и богатым практическим опытом, Михаил Ефимов мечтает построить самолёт собственной конструкции. Эту романтическую мечту осуществить не удалось, как и желание построить на собственные средства самолёт-истребитель и двухмоторный бронированный самолёт  (прообраз будущих штурмовиков).

     На Чёрном море Ефимов встретил и Февральскую, и Октябрьскую революции, после которых стал одним из первых красных военлётов.  Во время немецкой оккупации Крыма он провёл год в заключении. После освобождения вернулся к полётам.  Во время отступления Красной армии в 1919 году не успел эвакуироваться вместе с основными частями и остался в Одессе. Его арестовали и вскоре расстреляли. До своего 38-летия первый русский дипломированный пилот и один из самых знаменитых отечественных лётчиков начала ХХ века не дожил всего пару месяцев…

     К 135-летию со дня рождения Михаила Никифоровича Ефимова  библиотека  подготовили информационный стенд «Первый среди первых», где вы найдёте интересную информацию о судьбе русского лётчика.

 С.В. Шеина, зав.сектором